Search
olya

Где найти деньги на туристический проект

119

…выясняли участники форума ITIF-2017

Где найти деньги на туристический проект

Уже с самого утра в воскресенье, 17 сентября, зал площадки Deworkacy на Красном Октябре был полон – начало форума ITIF-2017 привлекло такое количество специалистов из сферы инвестиций, трэвел-индустрии, гостиничного и ресторанного бизнеса, маркетинга, что пришлось «сплотить ряды», чтобы всем хватило места.

В первой половине дня наибольший интерес аудитории вызвал мастер-класс, на котором инвесторы, бизнес-тренеры, руководители компаний-акселераторов и те, кто сам в свое время запускал трэвел-стартапы, на практических примерах объяснили, как привлечь деньги под туристический проект. Довольно скоро стало ясно, что оргкомитет не ошибся с выбором экспертов для этой дискуссии – каждый из них дал свое видение ситуации, спикеры не стеснялись спорить друг с другом в поиске золотой середины. Например, инвестор, преподаватель Skolkovo Игорь Дубинников заявил, что вкладывает деньги только в проекты, авторы которых готовы чуть ли не продать почку ради их реализации. Инвестиции возможны только после детального изучения идеи – тем самым повышается вероятность успеха и возврата вложений. В классическом венчурном инвестировании нормальным считается 10 %-ная эффективность, однако в представлении Игоря Дубинникова этот показатель должен равняться 100 %. А вот Елена Чурина, председатель экспертного сообщества в Агентстве стратегических инициатив (АСИ), опираясь на собственный опыт в туризме, заявила, что право на ошибку есть и у инвестора, и у автора. Впрочем, она согласна с базовым тезисом: автор бизнес-идеи должен искренне верить в то, чем занимается. Учиться привлечению средств, по мнению Елены Чуриной, стоит у тех, кто в этом преуспел, – в частности, у команды сервиса «Островок.ру», получившей более 13 млн долларов инвестиций.

Нурали Резванов, советник руководителя Ростуризма, советник руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ, порекомендовал фаундерам учитывать при разработке и реализации своего проекта тот вектор, который задает государство. С его точки зрения, развитие туристического потенциала каждого региона в России возможно только на частно-государственные инвестиции. «Бизнесмены, работающие в туриндустрии, зачастую даже не знают, каким городам и на какие цели власти выделяют деньги», – заявил он. Кроме того, стартаперам надо искать преуспевающих людей, которым просто интересно вернуться в начало карьеры и вновь испытать радость победы.

Андрей Тамбовцев, председатель АНО «Море идей», кандидат наук, доцент кафедры РАНХиГС, напротив, полагает, что сосредотачиваться на региональном уровне – значит заранее ограничить развитие проекта. Он пояснил, чем руководствуются венчурные инвесторы, выбирая проекты, в которые они готовы вкладываться. Бизнес-идея должна иметь потенциал для быстрого роста. «К сожалению, очень мало фаундеров могут предположить что-то глобальное», – сказал он.

«У каждого своя выстроенная гипотеза, проверенная деньгами: кто-то голосовал за классические инвестиции, кто-то за венчурные, одни вкладываются на начальном этапе, другие, напротив, на завершающей стадии. Как раз в этом основная ценность мастер-класса: нам удалось показать комплексный подход к задаче, объяснить, что здесь не существует единого решения, и выделить плюсы и минусы каждого из них», – подытожил модератор экспертной сессии Станислав Иванченко, член экспертной группы в АСИ.

Ключевые события форума редакция освещает в онлайн-дневнике на www.HotLine.travel.




Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *